Для начала стоит заметить, что Сумерки - один из самых ЙАшных фэндомов. Перейдите в поиске по этому фэндому, откройте первый попавшийся фанфик - существует огромная вероятность, что он окажется если не ЙАшным, то просто низкого качества.
Помимо глупейших ошибок, неинтересного, заезженного сюжета, Мэри Сью и хамского отношения к критикам, у ЙА частенько встречается такое явление, как стереотип.
Википедия, если вкратце, сообщает, что
стереотип — устоявшееся отношение к происходящим событиям, действиям, поступкам и т.д. Особенно меня, как преданного поклонника королевского клана, расстраивают стереотипы о Вольтури, в большинстве своем являющимися гротескными описаниями канонных характеров. Попробуем разобраться, откуда же взялся тот или иной стереотип.
Аро Обычно в фиках ЙА Аро - сумасшедший, сдвинутый на всю голову коллекционер, которого кровью не корми - дай заполучить какой-нибудь талант в свою коллекцию, будь это телекинез или способность управлять молоком (привет, «Отбросы»). А уж когда в замок Вольтури попадает вся такая крутая Мэри Сью со своим набором талантов, то Аро совершенно сдвигается и не думает ни о чем, кроме неё. И идет на все, лишь бы заполучить её в свою коллекцию, рушит её счастье с Деметрием/Алеком/реже Каем и Марком, и т.д.
Теперь обратимся к канону. Да, Аро коллекционер, но "экспонаты" ему нужны в первую очередь в качестве воинов или помощников в военном деле. Дары Эдварда и Элис он мечтал заполучить с этой же целью: Эдвард, читая мысли врага, в бою имеет большое преимущество; Элис может предсказать, насколько велика армия противника, каковы в ней силы, и т.д. Но на кой черт ему, скажите пожалуйста, дар управления молоком? Я утрирую, да, но в некоторых фанфиках ЙА встречаются настолько нелепые таланты, которые не только Аро - они и в повседневной жизни никому не нужны.
И ещё: вампиры не могут быть сумасшедшими. Психика у них такая. Понимаю, у каждого свои особенности, но уж такой шизы, которой аффтары иногда "награждают" Аро, точно быть не может.
Аро довольно-таки впечатлительный, инфантильный, хотя, казалось, лет-то ему сколько... Но тут в чем дело: разум вампира, как и организм, после обращения застывает. Если он при жизни был впечатлительным и немного ребяческим - он таким и останется, сколько бы тысяч лет не прошло. Тут ничего не поделаешь.
Кайус Кайус у нас в ЙАшных фиках - злобное неуравновешенное чудовище, маньяк, садист, и дальше по списку. Как только в замок прибывает гг, он во всю глотку верещит "Убить!", но каждый раз бывает остановлен Аро. Потом в процессе выявления дара гг он бесится, ненавидит, все пытается доказать брату, что её надо убить, потому что гладиолус. Да-да, садизм Кая почти никогда не объясняется. Иногда, помимо "Убить!" он орет ещё и "Она нарушила закон"/"Она человек, и не должна знать о нас"/"У неё совершенно бесполезный дар", но Аро никогда к нему не прислушивается, особенно когда дар действительно бесполезный.
В каноне у Кая не так много реплик. В "Новолунии" он с ненавистью и презрением взирал на Калленов, и, как мне кажется, вполне заслуженно. Эдвард нарушил закон, и не раз: посвятил человека в свою тайну, едва ли не вышел на залитую солнцем площадь и пытался оказать сопротивление стражникам. На поле та же история: снова нарушение закона, снова попытка оказания сопротивления закону, да плюс ещё связь с оборотнями, за которыми Кайус испокон веков вел охоту, и неизвестной природы дитя.
Кай очень печется о нарушении законов. Возможно, даже больше, чем Аро. Но в своих фиках ЙА, как обычно, плюют на канон и делают его раздражительным, злым, и вообще маньяком-садистом, как было сказано выше. А все потому, что в каноне он хочет, чтобы нарушители закона были заслуженно наказаны. Справедливо ли так издеваться над характером?
Маркус Если честно, ЙАшных фиков о Маркусе я читала мало. В них он обычно является фоном Аро наряду с Каем. Только в отличие от Кая, который жаждет крови, Марк - пофигист, иногда даже чересчур пофигист. Некоторые ЙА не знают, почему по канону этот персонаж является апатичным и депрессивным. Что дает им повод сделать Маркуса просто-напросто живой декорацией, которому плевать на нарушителей закона/Мэри Сью с кучей даров/радостные вопли Аро и злобные - Кайуса.
Думаю, не стоит в этой статье рассматривать истинные причины апатии Маркуса. Я надеюсь, что мои читатели их прекрасно знают. В фиках ЙА характер Марка, как и его братьев, является иногда настолько утрированным и преувеличенным, что начинаешь задумываться: а зачем его вообще вводить в повествование? Такую роль и предмет мебели может сыграть.
Тут ещё и вид Маркуса в фильме: не только депрессивный, но ещё и довольно жутковатый. Хочу напомнить, что по книгам Марк выглядел довольно молодо. Кстати, депрессия не всегда идет в ногу с апатией. Да, потеря интереса к окружающему есть, но на Маркуса все-таки воздействует Челси, удерживающая его в клане. Поэтому справедливо предположить, что он участвует в "государственных" делах, суде над нарушителями, и т.д. Аро полезен его дар. Если бы Маркус действительно был живой декорацией, как у ЙА, то вряд ли состоял в клане, особенно в правящей тройке.
Джейн В фиках ЙА Джейн является фем-версией Кая. Злобная, раздражительная, с садистскими наклонностями. Всеми фибрами души ненавидит гг, посмевшую глаз положить на её драгоценного братца, которого она оберегает как грудного младенца. Иногда попадаются случаи дружбы с первого взгляда Джейн и гг, но они довольно редки.
Джейн испытывает едва ли не экстаз при использовании своего дара, а применяет она его на всех, кроме правящей тройки и любимого братца. В замке её все боятся и едва ли не целуют пол, по которому она ступала. При этом в неё никто не влюблен, ибо ЙА кажется, что это педофильно (зато с Алеком, который выглядит не старше сестры, не педофильно, в него повально влюблена вся женская часть замка. Но об этом позже).
В каноне Джейн действительно нравилось использовать свой дар, но лишь по назначению: когда Аро прикажет. Как утверждает Стефани Майер, Джейн во всем мире любит лишь двоих: своего брата и Аро. С первым утверждением ЙА любят "поиграть", делая из Джейн не просто садистку, а садистку-няньку, которая не спускает взгляда со своего драгоценного братца. А то вдруг какая-нибудь Мэри тронет его?
У Джейн и Алека было нелегкое, мягко говоря, прошлое, что повлияло на их характер. Но аффтары почему-то маньячкой делают только Джейн, Алек у них либо живая декорация, либо что-то ещё, о чем будет сказано ниже.
На самом деле, Джейн просто ревнива. Она видит, что Элис, Эдвард и Белла интересуют Аро сильнее, чем она, что не может её не раздражать. Она горда: её талант приносит ей уважение от низших членов клана и интерес от Аро. Но аффтары, как всегда, издеваются над характером, и возникает впечатление, что Джейн, как и Аро, психически неуравновешенна.
Алек В фиках ЙА Алек либо живая декорация, либо герой-любовник, который спасает гг от нападок Кайуса и сестры. От этого Джейн ещё больше ненавидит Мэри. Конечно, посмела тут какая-то проходимка тронуть её брата!
В отношениях с гг Алек обычно подкаблучник, готовый даже чересчур заботливую сестрицу позабыть ради возлюбленной. Почему-то для Аро он не представляет такого же интереса, как Джейн.
Что же мы имеем в каноне? У Алека реплик и действий немного, но можно составить общее впечатление. Он не такой ревнивый, как сестра, более спокойный. И это спокойствие дает ЙА понять, что он этакий мальчик для битья: сестра проявляет гипер-заботу, Мэри помыкает им как хочет, а Аро вообще на него наплевать.
Деметрий Тут я больше всего удивляюсь. В 99,99% фиков о Деметрии он - бабник, ловелас, донжуан... Синонимы можно перечислять вечно. По-моему, это самый необоснованный и глупый стереотип. С чего аффтары это взяли, понять сложно.
Возможно, дело в образе героя из фильма, в котором он является довольно-таки симпатичным, как говорится, няшным, а не тем "стальным клинком" и "вежливой тенью", как описала его Майер. Впечатлительные молодые аффтарши сразу же "влюбляются" и впихивают его в свои "истории великой и вечной любви".
Сначала Деметрий - бабник вся Вольтури, спит с Хайди/Челси/иногда даже Джейн, но потом в его жизни появляется Мэри, ради которой он готов бросить клан, стать вегетарианцем и вообще делать всё, что её высокоблагородие Сью велит. А так как под Мэри Сью аффтары частенько подразумевают себя любимую, то и выходит то, что имеем.
В каноне Деметрия было не просто мало, его было катастрофически мало. Персонажа ввели чисто для массовки и очередного таланта, опасного для Калленов, как ни прискорбно это признавать. И я искренне не понимаю, с чего аффтары решили, что он такой вот ветреный мужчина. Я даже спросила одного автора очередного фика, откуда он взял информацию о Деметрии-бабнике, на что получила ответ: "Личные источники". Вы, извините за грубость, у него интервью брали? Или у Стефани? Нет? Тогда обосновывайте или ставьте ООС.
Феликс ЙАшный Феликс в большинстве случаев - тупой верзила, которого не интересует ничего, кроме драк. Преданная тень Деметрия: ищейка у нас по бабам, а Феликс свечку держит.
Несмотря на физическую силу, аффтары делают Феликса большим, неповоротливым, из-за чего он постоянно проигрывает в дружеских схватках с Деметрием/Алеком. Причем многие забывают, что вампир попросту не может быть неповоротливым.
Феликс у нас тоже мальчик для битья, даже чаще Алека. Джейн над ним издевается как хочет, "лучший друг" Деметрий подкалывает через каждое слово, Кайус срывает на нем свою злость, и т.д. Когда Деметрия покоряет очередная Мэри, Феликс становится её лучшим другом и советчиком в делах сердечных, хотя сам обычно оказывается форевел элон, за что "поблагодарим" аффтаров. Если у же Феликса появляется пассия, то он не знает, как себя с ней вести, постоянно попадает в неловкие ситуации, но Мэри это только умиляет.
Если внимательно читать книги, то может показаться, что именно Феликс, а не Деметрий, пользуется симпатией женщин. Он подмигивает Белле и Дженне, секретарше Вольтури. Белла в "Новолунии" замечает, что в его голосе слышится похоть. Именно Феликс говорит Белле, что бессмертие ей к лицу. Но покажите мне ЙА, которая читала книги... Хорошо, даже так: покажите мне ЙА, которая внимательно читала книги. Боюсь, таких нет.
Хайди Об этом персонаже у Майер нет ровным счетом ничего, кроме того, что она очень красива. По крайней мере, в книгах (в "Гиде" дается биография). Есть небольшие намеки на флирт Хайди и Деметрия в "Новолунии". Но ЙА, как всегда, любят все преувеличивать.
В ЙАшных фиках Хайди - стерва, которая порвет любую Мэри, посмевшую даже посмотреть на её Деметрия. Когда же ищейка бросает Хайди ради её высокоблагородия Сью, то она пытается отомстить гг, иногда объединяет силы с Джейн. Чаще всего именно благодаря Хайди гг попадает в замок Вольтури через "экскурсию".
Стервозный характер иногда имеет и Челси, которую почему-то делают копией Хайди.
Итак, мы рассмотрели стереотипы об основных членах клана Вольтури, которые становятся жертвами ЙА. Если у вас есть что добавить - пишите в комментарии.